Окраска металлоконструкций

Окраска металлоконструкций является чем-то само собой разумеющимся. Однако, наш опыт подсказывает, что тут есть, о чем поговорить. Не так все просто, не все так однозначно и уж точно не так дешево, как кажется.

ВНИМАНИЕ! все ниже изложенное не претендует на истину, упрощено, отражает точку зрения только автора, противоречит СНИПам, ГОСТам и т.п. и.т.д., за то весьма верно отражает реальное положение дел.

Обычно покраска металлоконструкций происходит следующим образом:


Когда мы окрашиваем производимые нами металлоконструкции то обычно делаем это в нашей покрасочной камере, где можем круглогодично при положительной температуре грунтовать и окрашивать изделия с габаритом 3.5х14.0 метра.

Окрашивание металлоконструкций: Покрасочная камера  окраска металлических балок

В 95% случаев окраска у нас ограничивается «грунтовкой», да и та происходит на «условно бесплатной» основе. Тем не менее, даже этот простейший процесс занимает время сопоставимое со сваркой конструкций и включает в себя следующие этапы:

  • очищаем замасленные поверхности ветошью с растворителем;
  • как-то «корщетим» металлопрокат от ржавчины и того что «само отвалится»;

иногда так: 

очистка металла перед покраской вариант 1

а иногда так:

очистка металла перед покраской вариант 2

  • хорошо севшую окалину счистить не в наших силах, да и надо ли оно — большой вопрос;
  • наносим слой грунта ГФ красно-коричневого (по понятным причинам) цвета.

И.… отправляем эти конструкции на объект, где потом когда-нибудь они-то ли будут окрашены после завершения монтажных работ, то ли нет. Удивительно, но, как правило, «потом» никто ничего не красит.

Важно трезво понимать, что это «номинальная окраска», и, если ржавчина не видна так это потому что у грунтовки цвет правильный.

Расценки на окраску металлоконструкций


Несмотря на то, что мы постоянно занимаемся окраской, у нас нет никаких специальных расценок на очистку грунтовку или покраску «в расчете на один м2».

В стоимость тонны изготовленных нами металлоконструкций заложена небольшая денежка на грунтовку и расходные. При изложенной выше «обычной» схеме окраски в расчете на 1 тонну — это копейки по сравнению со стоимостью того же железа.  Поэтому формулировать какие-то специальные расценки нем кажется на данном этапе бессмысленным, тем более что окраской металлоконструкций на выезде, или окраской м/к Заказчика мы в настоящее время не занимаемся.

Варианты «улучшенной» окраски


Несмотря на то, что описанным выше способом покраски пользуются повсеместно, «бытует мнение», что так делать нельзя. Спорить с этим мнением, как со всякой истиной, сложно, но и платить за «абсолютно правильную» технологию окраски Заказчик, как правило, не готов.

Тем не менее, если Заказчик знает, зачем ему это надо (или просто так хочет) и, понимает, что такая окраска будет дороже во столько же раз, во сколько раз больше времени на нее уйдет, то конечно же и с удовольствием мы:

  • можем более тщательно, чем обычно протереть и закорщетить окрашиваемые поверхности (хотя не видим в этом большого смысла);
  • после нанесения грунтовки можем окрасить м/к эмалью в 1-2 слоя (пожалуй, вот это имеет смысл)

(Хорошим и даже лучшим решением будет, если после окончания сборки конструкций, или после завершения строительства в целом) вызвать на объект бригаду маляров и окрасить готовые и окончательно собранные конструкции уже на месте;

  • можем заказать пескоструй для очистки ваших м/к, это дорого, это повлияет на график производства м/к, делая его не таким гибким, но степень очистки будет «правильной»;
  •  а еще… см. ниже про порошковую окраску и горячее цинкование…

 

Прочие варианты антикоррозийной защиты


Какие еще варианты защиты металлоконструкций бывают, что является необходимостью, а что лишней тратой денег — Вам, конечно же, никто не скажет. Тем не менее — некоторые мои соображения на этот счет изложены ниже.

Несколько упрощая в нашей сфере, сфере строительных конструкций существуют следующие основные способы придания поверхности металла тех или иных декоративных, антикоррозийных и иных свойств:

  • грунтовка
  • окраска
  • порошковая окраска
  • огнезащита
  • горячее цинкование

Здесь всплывает еще одно «умное слово»: «подготовка поверхности» под покраску. Именно с нее начинается ЛЮБОЙ из вышеперечисленных способов нанесения защитных покрытий на поверхность металла.

Тут важно понимать, что негодная подготовка поверхности делает ее (поверхности) окрашивание бессмысленным в значительной степени или полностью. Дорогая краска при этом не спасает, она так же плохо ложится на масло, воду или по морозу.

Бескомпромиссным, правильным и достаточным способом очистки поверхности является дробеструйная или пескоструйная обработка. Вы уберете с поверхности масло, старую краску, ржавчину и даже прокатную окалину, получите чистую поверхность с удобной для адгезии шероховатостью.  Однако это дорого, долго и почти никогда не делается в жизни.  Все остальные способы — это разновидности танцев с бубном вокруг простого протирания поверхности ветошью.

Особняком стоит цинкование, там тех. процесс организован таким образом, что хочешь не хочешь, а поверхность будет подготовлена должным образом.

Затем возникает вереница хороших вопросов, начиная от «насколько дольше краска будет защищать железо, если она нанесена абсолютно правильно» и заканчивая тем «а так ли сильно вообще ржавеют стальные конструкции как нас пугают».  Ответов на эти вопросы у меня нет. Ржавеют даже автомобили, а уж с их окраской носятся, как и не снилось никаким строительным конструкциям. Одновременно с этим, посмотрите, например, на опоры ЛЭП, или на подобные по древности конструкции, сохранившиеся еще с лохматых советских времен, стоящие последние 2-3 десятилетия без какой-либо окраски вообще…

Решать и выбирать — Вам.

Горячий цинк — тут все «просто» — 100%-ый результат, если Вам действительно нужно чтобы металлоконструкции не подвергались коррозии вообще никогда…

Минус тут только один — цена.  Вы оплачиваете стоимость самого цинкования (а это в «цене за тонну» сопоставимо со стоимостью самого железа, сравните: 50 т.р./тонна против 30 т.р./тонна), так и некоторое количество незаметных и, вроде бы, не столь критичных косвенных расходов — начиная от лишней перевозки металлоконструкций до места цинкования, и заканчивая изменением в конструктиве и способе монтажа, продиктованным этим способом обработки.

Огнезащита —  в 90% случаев требуется чтобы «отстали пожарные», в тех 10% случаях, когда она действительно нужна или делается по честному проекту — Вы надолго запомните ее стоимость. Во всех прочих «житейских» случаях — либо не делаем ее вовсе, либо стараемся уменьшить категорийность помещений, а, следовательно, и требуемую огнестойкость до минимума, получая на выходе минимальную толщину термозащитного слоя за разумные деньги.

Порошковая окраска металлоконструкций — в строительных конструкциях используется редко, т.к. до уровня защиты при цинковании «порошок» не дотягивает, а по сравнению с «обычной» краской — это существенно более дорогая технология, не дающая в применении к строительным конструкциям каких-то весомых плюсов. Порошок хорош в малогабаритных конструкциях (рекламных, торговых) где стальной каркас является элементом дизайна и требования к качеству его окраски — соответствующие.

Окраска грунт+эмаль

Считаю, что это необходимый и достаточный вид антикоррозийной обработки при изготовлении и монтаже металлических конструкций в слабоагрессивных средах. Не случайно во многих КМ, как под копирку, на титульном листе читаем указания вроде такого: «все конструкции окрашиваются эмалью ХВ-124 за два раза по двум слоям грунта АК-070, общая толщина лакокрасочного покрытия…»

Грунтовка

Грунтовка — является самым распространенным покрытием, в погоне за минимальной ценой в расчете на одну тонну металлоконструкций. Поэтому чаще всего мы получаем от заказчиков указание «весь металл окрасить грунтом ГФ-021 ГОСТ 25129-82 красно-коричневого цвета».  Почему цвет «красно-коричневый» — думаю всем понятно.  В тех случаях, когда после завершения монтажа конструкций их планируется окрашивать повторно — этой обработки перед вывозом конструкций с производства вполне достаточно, тем более что в процессе доставки и сборки окрашенные начисто поверхности получают такое количеств повреждений, что проще окрасить заново их все.  Однако на практике — в 90% случаев грунтовкой все и ограничивается — почему бы и нет. Конструкция стоит, вид имеет аккуратный, ржавчина не видна, лет 5 она простоит хоть огрунтованная, хоть без покраски вообще, а что будет дальше — иногда Заказчика не интересует.